- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальные функции физического воспитания.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000099 |
Тема: | Социальные функции физического воспитания. |
Содержание
Реферат Физическая культура Социальные функции физического воспитания Подготовила: Грузинова Н.С. Группа ЭБО 14/1 Проверил: Смирнов А.А. Содержание Введение 3 Основная часть 4 1. Характеристика понятий «функция» и «форма» и их классификация 4 2. Социальные функции физического воспитания 6 2.1 Образовательная функция 7 2.2 Экономическая функция 7 2.3 Прикладная функция 8 2.4. Спортивная функция 8 2.5 Рекреативная и оздоровительно-реабилитационная функция 8 3. Влияние физического воспитания на развитие личности 10 4. Деятельная сущность физического воспитания в различных сферах жизни 12 Заключение 15 Список литературы 16 Введение Физкультура и спорт – одни из основных составляющих формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом. Физическая культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего, к труду исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры. Самый ценный дар, который природа предоставляет человеку - здоровье. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, заниматься спортом, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены – то есть, разумными путями добиваться гармонии здоровья. Особенно важным является умение человека рационально использовать свободное время. От этого зависит не только успех в трудовой деятельности, общем развитии и учебе, но и само здоровье человека, полнота его жизнедеятельности. Физическое воспитание и спорт здесь занимают важное место. Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических способностей человека. Оно тесно связанно с состоянием здравоохранения, культурой, экономикой, политическим строем и воспитанием людей. Основная часть 1. Характеристика понятий «функция» и «форма» и их классификация Первым шагом для оценки любого явления, предмета является определение его функциональной стороны и структурной. Для того чтобы охарактеризовать содержание и форму физической культуры (воспитания) вводятся понятия: «функция» и «форма». Функции физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей. Функции физической культуры неотделимы от определённых форм, на основе которых они проявляются. Физическая культура имеет 4 основные формы: - физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионально-прикладная физическая подготовка); - восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры - реабилитация; - занятия физическими упражнениями в целях отдыха (рекреация); - высшее достижение в области спорта. Физическое воспитание предполагает соблюдение правил общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, режимов труда и отдыха. Рассмотрим основные положения, на базе которых осуществлено выделение конкретных функций и форм физической культуры и их классификация. С учетом этого целесообразно различать специфические функции физического воспитания и общие функции. Общие функции основываются на взаимосвязях между физической культурой и другими общественными реалиями. Таким образом, если физическая культура способна оказать достаточно заметное влияние на другую область, то правомерно говорить о наличии конкретной функции. Функции физического воспитания необходимо рассматривать в единстве с ее формами, так как функция и форма не могут существовать абсолютно независимо друг от друга. Функция не может проявиться вне реального способа существования конкретного вида физической культуры, вне формы. Более того, каждая форма имеет определенное назначение. К примеру, такая форма как производственная физическая культура, не может обеспечить человеку максимальное развитие физических способностей, а спорт может. Поэтому попытки выделить функции физической культуры, не соотнося их с основными формами, не могут быть удачными. В идеале было бы весьма ценным, если бы удалось корректно определить основные формы физической культуры и для каждой из них выявить всю систему функций. Всестороннее полноценное представление о формах и функциях физической культуры можно получить, если исходить из положения, что физическая культура органически включена в общую социальную структуру и имеет множество связей с другими сторонами общественной действительности. При этом физическая культура в решающей мере определяется основными чертами структуры образа жизни людей. Отсюда принципиальные особенности ее отдельных форм существенно обусловлены особенностями тех социальных сфер, в которые включены данные формы. Так, физическая культура, существующая в системе производства, серьезно отличается от физической культуры, функционирующей в условиях повседневного быта. А обе эти формы разнятся от физической культуры в системе образования. Следовательно, при выделении отдельных форм физической культуры надо исходить из основных социально значимых областей, в которых физическая культура играет существенную роль. 2. Социальные функции физического воспитания Физическое состояние людей зависит от таких факторов, как естественные и социально обусловленные. К естественным можно отнести наследственность, климатические условия и некоторые другие, а к социально - обусловленным - например, условия жизни, производственную деятельность человека. Физическое развитие человека является социально управляемым процессом. Используя физические упражнения в труде и отдыхе, рациональное питание, можно изменять показатели здоровья, физического развития и физической подготовки. Социальные потребности занятий физической культурой: · желание улучшить показатели своего физического состояния, телосложения; · стремление достичь высоких личных результатов в спорте; · стремление проводить активный досуг, смена умственной деятельности двигательной активностью. Социальные (специфические) функции отражают сущность физической культуры как социального явления. Ее основой является двигательная деятельность. В специфических функциях выделяют четыре группы: 1. Общее развитие и укрепление организма. 2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины. 3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании свободного времени. 4. Раскрытие на предельном уровне физических, волевых качеств и двигательных возможностей человека. Уточняя и конкретизируя социальные (специфические) функции физической культуры можно выделить следующие из них: образовательная, экономическая, прикладная, «спортивная», рекреативная и оздоровительно-реабилитационная. 2.1 Образовательная функция В системе образования и воспитания (детский сад, школа, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль она играет в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных и прикладных двигательных умений и навыков, освоение и совершенствование технических действий определяют содержание физического образования. Физкультурная практика показывает, что в результате систематических занятий заметно развиваются вестибулярный и двигательный анализаторы, возрастает способность к быстрому и эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными умениями и навыками в сочетании с воспитанием физических качеств повышает как двигательную культуру человека, так и формирует особый стиль двигательной деятельности. Еще одна образовательная функция заключается в том, что характер двигательной деятельности будет создавать специфику способностей, приобретенных в результате занятий. Там, где человек старается освоить большое разнообразие двигательных умений и навыков (акробатика, гимнастика, прыжки в воду), высокой степени развития достигает способность к овладению новыми движениями. В движениях циклического характера, таких как плавание, бег, лыжи, совершенствуются уже другие способности - ритмичность, экономичность, способность к расслаблению и эффективному использованию движущих сил. 2.2 Экономическая функция Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня травматизма и заболеваемости трудящихся, улучшением их производительности труда, а также долголетием, в том числе трудовым. 2.3 Прикладная функция Прикладные функции выражаются при использовании физической культуры в системе специальной подготовки в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки. Например, физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите отечества. 2.4. Спортивная функция В основном спорт развивается по двум направлениям: 1) общедоступный (массовый) спорт; 2) спорт высших достижений. Общедоступный спорт включает в себя: школьный и студенческий спорт, прикладной спорт, оздоровительно-рекреативный спорт. Спортивные функции выражены в области спорта высших достижений. Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины. Она заключается в реализации функциональных физических возможностей человека и достижении максимальных результатов при занятиях спортом, формировании спортивных достижений. Чтобы считаться спортом в настоящем понимании этого термина, ему должны быть присущи такие свойства, которые бы активно побуждали человека к постоянному стремлению улучшать свои результаты. 2.5 Рекреативная и оздоровительно-реабилитационная функция Двигательная деятельность, вызывающая обязательный расход мышечной энергии является важной основой нормального функционирования человеческого организма. Для организма нет особого значения, в какой форме осуществляется двигательная деятельность: в форме физического труда или в виде физических упражнений. Но с учетом несовпадения целей труда и физических упражнений роль физкультурной физической работы, как оздоровительного фактора, более высока. В этом случае нагрузку можно легко определять и дозировать практически для любого человека, для любого физического и психического состояния организма. С помощью определенных физкультурных программ возможно решение лечебных задач восстановления и увеличения физической работоспособности, поддержания физической кондиции. Жизненно - важное значение физического воспитания, как фактора удовлетворения двигательных потребностей, обусловлено тем, что человек формировался как деятельное существо. Двигательная активность всегда будет необходимым условием нормального функционирования, развития и существования человеческого организма, а значит и самого человека. Поэтому физическая пассивность неизбежно вызывает различные болезни. Причину появления болезней века связывают, кроме прочего, с гиподинамией, слабой двигательной деятельностью. Психологически человек готов заниматься такой деятельностью, которая ему не только необходима, но и приносит удовольствие. Поэтому в развитых странах все большую популярность и развитие получают рекреативные формы физкультурных занятий. К ним относятся массовые спортивные игры, туризм, охота, рыбалка, плавание, лыжные прогулки. Следовательно, в будущем рекреативная направленность физического воспитания будет возрастать, не исключено, что в ущерб спортивной и образовательной функциям. Большие перспективы, возможно, ожидает в будущем лечебное направление в физическом воспитании. Немаловажна роль гигиенических факторов в укреплении и поддержании здоровья. Соблюдение режимов сна, питания, личной гигиены в сочетании с разумными физическими нагрузками значительно укрепляет здоровье и повышает физическую работоспособность, а также обеспечивает творческое долголетие. В современном мире люди всё больше и больше обращаются к физической культуре с целью повысить жизненный тонус, поправить своё здоровье и хорошо отдохнуть. Широкое распространение получают такие классические, виды спорта как плавание, бег. Немалое развитие и распространение получают сравнительно молодые спортивные дисциплины. В основном это относится к экстремальным видам спорта: горнолыжные дисциплины, парашютный спорт, дайвинг. Они сейчас стали особенно популярными среди молодежи. Но к сожалению мало кто подходит к занятиям систематизировано. Так, восстановлением формы молодые люди занимаются в основном перед летом, пляжами, сезоном отпусков. Также мало кто знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать правильную систему тренировок. Профилактический и оздоровительный эффект массового физического воспитания неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима размеренная доза двигательной активности. Для того чтобы быть здоровым нужна регулярная физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни. 3. Влияние физического воспитания на развитие личности Занятия физкультурой развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения. Применительно к отдельному индивидууму спорт является средством самосовершенствования, достижения предельно возможного развития физических способностей. В спорте человек обретает душевный комфорт, способность к самоанализу, самонаблюдению, критическому отношению к собственным ошибкам, достижениям и неудачам. Современный спорт высших достижений требует наблюдательности, умения быстро оценивать ситуацию, молниеносно принимать решения. Высокоразвитый, острый ум спортсмену нужен не только для вдумчивого изучения специальной спортивной литературы, но и для срочного анализа своих достоинств и недостатков, точного исполнения тактических и стратегических элементов спортивной борьбы. Наконец, в спорте каждый человек может наилучшим образом выразить себя в деятельности, которая ему более всего по душе. В процессе занятий спортом формируются такие важные черты характера, как стремление помочь товарищу, доброжелательность, честность и бескорыстие при выполнении сложных обязанностей, связанных с требованиями тренировки и соревнований. Спорт – одно из эффективных средств социально ценной личности. Выполнение огромных объемов тренировочной нагрузки формирует трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм — эти столь необходимые для человека качества. Выявление и воспитание спортивных талантов, удовлетворение потребности в разумном, эмоционально насыщенном проведении свободного времени — одна из существенных сторон социальной функции спорта. Спорт выполняет и социально-политическую функцию, создавая условия для укрепления международных контактов, развития и укрепления международной солидарности и мира. Становление, формирование личности является и самореализацией, самовыражением человеческой сущности, единением естественных основ социально значимых качеств, приобретаемых индивидуумом в человеческом обществе. Уровень социализации индивидуума, соответствие его мировоззрения идеалам общества, отношение к труду, следование нормам нравственности, коллективизм, гражданская зрелость и, наконец, физическое совершенство в значительной мере связаны с биологическими, природными задатками. Однако решающую роль в формировании личности играют господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания, вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшее место. Систематические занятия спортом способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура-- новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами. Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. 4. Деятельная сущность физического воспитания в различных сферах жизни Физическая культура - достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный. Основными признаками физической культуры можно считать: систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования; специальные физкультурные занятия; владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач; владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры. Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д. В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре. Социологические данные, полученные многими учеными убедительно, доказывают положительное влияние занятий физическими упражнениями на социальную активность, производительный труд, здоровье и долголетие людей. Разносторонние интересы физкультурников положительно сказываются и на характере досуга, который у них значительно богаче и содержательнее. Кроме того, 69,2% физкультурников постоянно уделяют внимание воспитанию детей, тогда как у не физкультурников этот показатель равен 44%. Нельзя не отметить еще один весьма существенный факт, выявленный в ходе исследования. Занимающиеся физической культурой не только сами социально активны, но и оказывают положительное воздействие на своих близких, друзей, коллег. Занятия физическими упражнениями помогают выработать такие важные качества, как дисциплинированность, умение рационально использовать свободное время, коммуникабельность, способность анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими. Как показало исследование, чем активнее человек включен в физкультурно-спортивную деятельность, тем меньше он надеется на везение, на чью-то помощь, на связи с нужными людьми, на умение приспособиться. Человек привыкает рассчитывать на себя и для достижения благополучия делает ставку на определение цели, на свои способности, талант, трудолюбие и добросовестность. Именно в этом видятся наиболее значимые социальные функции физической культуры и спорта. Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только полезная двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна. В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей: 1. Физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим; 2. Деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий; 3. Физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются. Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны. Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания. Заключение Физическое воспитание и спорт является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. Цели и содержание, средства и формы, распространение и эффективность физической культуры и спорта следует рассматривать во взаимосвязи с внешней средой, бытом, питанием, возрастом и полом. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении. В настоящее время в нашей стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ. Список литературы 1.Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры [Текст]. / А.М. Максименко - М.: 2012. – 447 с. 2. Карнаухова, Г.З., Кузнецова, В.С., Холодова Ж.К. Теория и методика физической культуры [Текст]. / Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова - М.: 4-й филиал Воениздата, 2010. – 269 с. 3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть 1. Введение в общую теорию физической культуры). Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений [Текст]. / Л.П. Матвеев - М.РГАФК.: 2011. – 328 с. 4. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник [Текст]. / Ю.Ф. Курамшин - М.: 2013. – 524 с. 5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. / Ж.К. Холодов - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 354 с. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: